ИсториографияСтраница 1
История » От Барбароссы к Урану » Историография
Победы и поражения в Великой Отечественной войне… Каким путем, какими средствами они были достигнуты? На этот счет существует множество мнений, как западноевропейских, так и советских.
Наиболее яркими представителями западноевропейского взгляда являются крупнейший военный теоретик XX века Б.Г. Лиддел Гарт, немецкий генерал-фельдмаршал Манштейн, а также многие другие военачальники и историки. Представителями советского взгляда на итоги Второй мировой войны являются такие великие полководцы как Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокосовский и другие.
Но благодаря открытию военных архивов, доступности ко многим ранее закрытым военным документам, сейчас начинает складываться несколько иная точка зрения на те далекие события в отличие от общепринятой в советскую эпоху. Этот взгляд формируют такие писатели как И. Бунич, В. Пикуль, В. Суворов, В.П. Астафьев.
Главными различиями в этих мнениях являются причины нападения нацистской Германии на Советский Союз, а так же причины побед и поражений как Красной (с 1943 года Советской) армии, так и Вермахта.
Как было сказано выше, одним из наиболее ярких представителей западного взгляда на историю Второй мировой войны является Б.Г. Лиддел Гарт. Он считал, что главным виновником войны является Адольф Гитлер. Фельдмаршал Манштейн в книге «Утерянные победы» также стремится обвинить Гитлера в развязывании войны. Вот что он пишет: «…ошибка, в которую впал Гитлер, недооценивая прочность советской государственной системы, ресурсы Советского Союза и боеспособность Красной Армии. Поэтому он исходил из предположения, что ему удастся разгромить Советский Союз в военном отношении в течение одной кампании. Но вообще если это и было возможно, то только в случае, если бы удалось одновременно подорвать советскую систему изнутри. Но политика, которую Гитлер вопреки стремлениям военных кругов проводил в оккупированных восточных областях при помощи своих рейхскомиссаров и СД, могла принести только противоположные результаты. В то время как Гитлер в своих стратегических планах ставил себе целью быстрый разгром Советского Союза, в политическом отношении он действовал в диаметрально противоположном направлении. В других войнах также часто возникали противоречия между военными и политическими целями. В данном случае и военное, и политическое руководство соединялось в руках Гитлера, но результатом было то, что его восточная политика резко противоречила требованиям его стратегии и лишила его, возможно, существовавшего шанса на быструю победу…»[2]
На протяжении всей книги Манштейн приписывает все идеи по разработке операций против СССР именно Гитлеру. Но разве у него не было соратников и союзников? Одним словом, фельдмаршал пытается оправдать как себя, так и других военачальников. Ведь, как известно, мемуары пишутся именно для того, чтобы оправдаться перед потомками. Такова уж натура человеческая.
Теперь мне хотелось бы обратиться к книге «Воспоминания солдата» великого, на мой взгляд, «танкового генерала» Второй мировой войны Гейнца Гудериана. Из этой книги мы узнаем много нового о боевых действиях в Польше, во Франции, на Смоленщине, под Москвой, под Курском, а также о событиях 1944 – 45 гг. на «Втором фронте». Некоторые строки и утверждения наводят на размышления. Например, его несогласие с преступными приказами Верховного командования Германии об отношении к гражданскому населению оккупированных территорий СССР и с так называемым «приказом о комиссарах», предписывавшим поголовное уничтожение политработников, коммунистов и евреев. Поначалу Гудериан делает упор на то, что выполнение этих приказов могло способствовать разложению дисциплины в частях вермахта. Затем, правда, он как бы выражает сочувствие «населению страны противника», которому «помимо тяжелого бремени войны» пришлось еще испытать и последствия «этих строгих приказов».
Реформы в области народного образования (1863 –
1864)
За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создав ...
Низшее сословие
Низшее сословие до Петра и в эпоху преобразований несло на себе основные тяготы и занимало наиболее бесправное положение по сравнению с другими сословиями. С народа пытались взять максимум возможного. В петровскую эпоху народ своим трудом обеспечивал растущую армию, строящийся флот, государственный аппарат всем необходимым. Затем начали ...
Умелая политика
Также Иван Данилович убедил хана не посылать на Русь за данью монгольских сборщиков, а поручить это дело самим русским. Иван Калита хорошо подготовился к разговору и привёл много доказательств в подтверждение того, что люди хана обманывают и обирают его: с русских они взимают дань сверх всякой меры, но правителю Орды достаётся из того л ...