FullHistoria

Подробно о истории

Памятники архитектуры юго-западного района города Москвы

История » Памятники архитектуры юго-западного района города Москвы

Одна из улиц, находящихся на юго-западе столицы, носит, на первый взгляд, несколько странное название - улица Старокалужское шоссе. Действительно, как улица может одновременно являться шоссе, а шоссе - улицей. Не ошибка ли это? На самом деле, все объясняется довольно просто. Перед нами участок исторической старой Калужской дороги, известной еще с конца XIV в. Со временем она превратилась в шоссе, а после включения в черту Москвы стала улицей, ныне ограниченной с севера улицей Гарибальди, а с юга - улицей Обручева. Отрезок Старокалужского шоссе, находящийся в городской черте, оканчивается у станции метро "Калужская". Если подняться по нему вверх мимо неказистых производственных корпусов, окруженных заборами, то по левой стороне можно увидеть парадный въезд в бывшую подмосковную усадьбу Воронцово, или, как ее сегодня чаще называют, Воронцовский парк.

Прямо у шоссе находятся два кирпичных пилона, поставленных при въезде в усадьбу, по одним данным, в 1-й четверти XIX в., по другим - в конце XIX - начале XX в. Один из них воссоздан реставраторами, поэтому пилоны незначительно отличаются по высоте. До 2001 г. они не были оштукатурены и гармонировали с основным псевдоготическим ансамблем парадного въезда, получившего свое оформление при Н.В. Репнине и ныне являющегося самой эффектной частью усадьбы. Эти две симметрично поставленные двухъярусные башни с примыкающими к ним кордегардиями (караульными помещениями) - символическое напоминание о западноевропейских феодальных замках, кажущееся совершенно неуместным здесь, на городской окраине, от самого метро до усадьбы, застроенной безликими производственными зданиями.

Этот ансамбль считается возникшим примерно в 1780-х гг. Нужно иметь в виду, что эта датировка весьма приблизительна, так как никаких документов о его создании обнаружить не удалось. Хорошие пропорции башен и кордегардий позволяют увидеть в авторе их проекта незаурядного архитектора. Недаром разные исследователи приписывают создание этого ансамбля лучшим зодчим той эпохи - М.Ф. Казакову, Д. Кваренги или В.И. Баженову. Воронцовский ансамбль имеет стилистическое сходство с башнями Большого моста в Царицыне, сооруженного В.И. Баженовым, который, кроме того, проектировал и дворец в расположенном южнее Воронцова имении Коньково-Троицкое. Едва ли когда-нибудь задача установления авторства парадного въезда в Воронцово будет документально решена, поскольку усадебный архив вместе с господским домом сгорел в 1812 г.

Попытки связать сооружение ансамбля парадного въезда с торжествами по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, заключенного Н.В. Репниным, не выдерживает критики, так как в то время он еще не был владельцем Воронцова. Можно говорить лишь о том, что увеселительные павильоны, сооруженные для этих торжеств на Ходынском поле, впервые в России ярко и красочно продемонстрировали возможности готической архитектуры и стали образцом для подобных сооружений, как и выполненные в этом стиле императорские резиденции.

С середины 1820-х гг. кордегардии использовались как дома причта и постепенно обросли различными пристройками. После Октябрьской революции в 1930-х гг. в них размещался воронцовский сельсовет, а позже - чайная. Судя по фотографиям, хранящимся в Государственном научно-исследовательском Музее архитектуры им. А.В. Щусева, верх южной башни был разрушен, но впоследствии восстановлен.

После реставрации в 1970-е гг. ансамбль долгое время никак не использовался и опять обветшал. В 1980 г. районное отделение ВООПИК составило акт о разрушении части здания одной из кордегардий, которая была восстановлена в двухнедельный срок Черемушкинским райсоветом. Однако впоследствии были утрачены находившиеся между башнями пилоны ворот. Только в конце 1990-х гг. караульни и башни, к тому времени являвшиеся одним из элементов герба Юго-Западного округа, были отремонтированы для размещения агентства недвижимости.

Башни открывают выводящую к основным сооружениям усадьбы большую центральную парковую аллею (из старых вязов с примесью липы) - центральную составляющую "трезубца" и главную композиционную ось Воронцова. Именно вдоль нее расположены почти все основные усадебные постройки. Любопытно, что первоначально территория, ныне считающаяся парком, основу которого составляет дубовая роща, не имела этого статуса, а парком, или "регулярным садом", назывался совсем другой участок Воронцова, находившийся к западу от господского дома.

В настоящее время "ядро" парка составляет почти чистая по составу дубрава, возраст которой около ста лет. Два особенно крупных дуба, невысоких, но обладающих мощными стволами, сохранились в северной части парка. Они окружены низкой декоративной оградой. К сожалению, пока дубрава обречена на медленное умирание, так как практически не имеет надежного жизнеспособного дубового подроста, хотя всходы дуба изредка встречаются. Вероятно, причина этому - сильное вытаптывание. За последнее время в окрестностях усадьбы появилось много жилых домов, что привело к увеличению посетителей, здесь стали проводиться праздники, привлекающие большое количество людей.

Несколько десятилетий назад под полог дуба была подсажена липа, но и она, что называется, "погоды не делает", так как ее очень немного. Можно полагать, что сохранившийся дубняк ранее являлся частью пейзажного парка, преобразованного из леса. Об этом свидетельствует, в частности, довольно густой, высотой 4-5 метров, подлесок из орешника. Кроме орешника, растут другие лесные кустарники и деревца: рябина, черемуха, калина, жимолость. Травяной покров очень сильно вытоптан и сохраняется только в тех местах, где передвижению отдыхающих препятствуют деревья и кустарники. Но даже сейчас здесь сохраняются виды растений, подтверждающие лесное происхождение этого участка парка. Об этом же свидетельствует следующее объявление, опубликованное в газете "Московские ведомости" в 1830-х гг.: "По старой Калужской дороге, расстоянием от Москвы в 6 верстах, в имении княгини Волконской, в селе Троицком, Воронцово то ж, продается на сруб лес, до 100 десятин, крупного, состоящий из дубу, осины, и частию березы" [так в тексте. - М. К.].

Парк сильно пострадал от массовой, без всякого плана и порядка, вырубки, произведенной в 1921 г. местными крестьянами. Члены Постоянной хозяйственной комиссии Черемушкинского группового управления совхозами констатировали, что тогда погибло около 500 деревьев. Еще одна крупная вырубка, в 1941 г., была обусловлена нуждами военного времени. Ее провели красноармейцы расквартированной в Воронцове зенитной части, также срезавшие верхушки у некоторых деревьев.

По сведениям, собранным В. Ананко (исследовательская студия "История культуры" Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества под руководством искусствоведа Е.И. Анисимовой), еще в середине 1960-х гг. в Воронцовском парке существовали "удивительной красоты рябиновые аллеи", а по соседству находился яблоневый сад. По свидетельствам старожилов: "Местные жители (микрорайон начал застраиваться в 1950-х - начале 1960-х гг.) помнят старые с мощными кронами яблони фруктового сада, плоды с которого перерабатывались на небольшой фабрике, находившейся в одном из строений усадьбы. Сад был обнесен железобетонным забором и охранялся, а ватаги мальчишек норовили сорвать большие и сочные яблоки с усыпанных плодами веток. А потом, когда урожай собирали, сад открывали для всех желающих, и местные жители подбирали с земли или рвали оставшиеся на деревьях прекрасные яблоки. Зимой сад и парк превращались в место лыжных прогулок.

Но началась массовая застройка микрорайона Воронцово многоэтажными жилыми панельными домами, зданиями школ, детских садов и поликлиник. Исчез фруктовый сад, изменился облик этого места".

После урагана 1998 г., повалившего много деревьев в парке, на прежнем месте была воссоздана боковая аллея, исчезнувшая более ста пятидесяти лет назад. Однако ее обсадка молодыми деревцами свела на нет такое, казалось бы, правильное начинание. Ведь эта аллея выглядит как современная дорожка и совершенно не вяжется с аллеями, сохранившими историческую обсадку.

Церковь Троицы.

Миновав детскую площадку, мы выходим к основным сооружением усадьбы, которые, как и ансамбль въезда, поставлены в два ряда и перекликаются друг с другом. Слева ближайшее к нам здание - бывшая конюшня, неказистый двухэтажный корпус, лишенный каких-либо стилистических признаков. Единственное, что уцелело в нем оттарины, - три контрфорса в восточной части. Здание совершенно не исследовано, так что датировать его нельзя даже приблизительно. Не исключено, что оно сооружено в 1830-х гг., когда усадьба была в очередной раз реконструирована. Неясно даже, всегда ли оно использовалось по этому назначению или только при последнем владельце Воронцова Е.А. Грюнбауме.

Первоначально конюшня была одноэтажной, в конце 1920-х-начале 1930-х гг. ее реконструировали, надстроив вторым этажом с крупными оконными проемами для биостанции. Согласно проекту охранной зоны усадьбы, утвержденному Главным архи тектурно-планировочным управлением г. Москвы в 1963 г., конюшня вместе с многими поздними постройками на территории усадьбы должна была бы быть снесена. Тем не менее она сохранилась до настоящего времени, но не имеет статуса памятника архитектуры и не находится на государственной охране.

На одной линии с конюшней стоит южный флигель, а напротив него - подобный ему северный, находящийся в руинированном состоянии. Композиционное решение и декоративное оформление фасадов обоих зданий характерны для позднего классицизма 1 - и половины XIX в.

Первым как павильон в 1800-1810-е гг. был построен северный флигель. Возможно, целью его постройки была замена павильона, использованного под церковь. Внутри он первоначально был разделен на две части: зал и три небольшие комнаты. Особой выразительностью отличался южный фасад, декорированный пятью тосканскими полуколоннами.

В 1830-х гг. павильон перестроили под двухэтажный жилой дом, изменив его объемно-пространственную структуру. После реконструкции здание стало называться северным флигелем. Лишь тогда был сооружен парный ему южный флигель.

Впоследствии северный флигель был еще раз реконструирован, приобретя функции господского дома взамен сгоревшего в 1812 г. Переходы соединили его с двумя зданиями, расположенными слева и справа от него и ставшими как бы флигелями по отношению к нему. Сохранилось только одно из них - северный корпус служб. Таким образом, в Воронцове основные постройки приобрели композицию, характерную для многих усадеб. Однако редкостью является расположение господского дома по оси север - юг, как правило, это характерно для оранжерей.

В 1978 г. архитектор института "Моспроект-2" Л.В. Лазарева выполнила проект реставрации северного флигеля. В ходе начавшихся работ здание частично приобрело первоначальный вид, однако были допущены и отступления от него, например, установлены перекрытия из бетонных плит. Реставрационные работы не были доведены до конца. В настоящее время здание бесхозное и пребывает в аварийном состоянии. Парный ему южный флигель в 1 - и половине 1980-х гг. был перепланирован под административные помещения "Ремэнергомеханизации". Ныне в нем размещаются офисы.

За северным и южным флигелями находятся квадратные в плане северный и южный служебные корпуса во "французском вкусе", классицистические фасады которых почти равнозначны по оформлению. Скромные по архитектуре, они, несомненно, были подчинены стоявшему между ними господскому дому, погибшему в 1812 г., масштабно и ритмически с ним взаимодействуя. Оба здания почти полностью сохранили объемно-пространственное решение, характерное для 2-й половины XVIII в. Официально более точной датировки они не имеют, что позволяет краеведам произвольно приписьюать сооружение этих построек тому или иному владельцу Воронцова, хотя оба служебных корпуса могли быть сооружены только при Н.В. Репнине в 1780-1790-х гг. Неизвестно и имя архитектора, спроектировавшего их, что, в общем-то, характерно для усадебного строительства. Отреставрированные в 1970-1980-х гг. здания сейчас заняты офисами. За ними сохранился каскад прудов, устроенный на речке Раменке.

В центре парадного двора, который и фланкируют корпуса служб, был установлен памятник В.И. Ленину, не существующий ныне. Его изображение можно увидеть на фотографиях начала 1930-х гг. из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им А.В. Щусева. За южным корпусом служб огорожен участок, где в 1970-х гг. были обнаружены остатки некоего каменного сооружения 1-й половины XVIII в., условно называемого палатой.

Вернемся от усадьбы к Старокалужскому шоссе, но не по центральной аллее, а по северной. Она приводит к расположенной у самого шоссе небольшой одноглавой церкви Троицы. Нечасто можно видеть здание церкви, изначально сооружавшееся как светская постройка, но в Воронцове дело обстоит именно таким образом. Во 2-й половине XVIII в. при Н.В. Репнине здесь был сооружен восьмигранный парковый павильон, только впоследствии ставший церковью. В современном искусствоведении существует тенденция интерпретировать постройки малопонятного назначения, в особенности ротондальные в плане, как масонские храмы, и весьма вероятно, что кому-то очень захочется сделать это и в настоящем случае, тем более что Н.В. Репнин действительно был масоном высокого ранга. Однако никаких документов по поводу масонского храма в его усадьбе не сохранилось, и рассуждать о таком предназначении павильона можно только гипотетически.

Церковь была устроена в павильоне уже после смерти Н.В. Репнина в 1806-1807 гг. на средства внука, Н.Г. Репнина, и его жены. По-видимому, церковь первоначально имела статус приписной, так как при усадьбе не было постоянного священника. При изменении функций здания его барочное декоративное оформление было заменено классицистическим. Не исключено, что в то же время были переделаны оконные проемы. Их массивные наличники с полуциркульными завершениями придавали постройке тяжеловесность. Известная по литературе версия об устройстве церкви не Репниными, а сестрой А.Н. Волконской, баронессой Д.Н. Коленберг, не подтверждается документально.

Следующий этап строительных работ в церкви относится к 1838 г. и, видимо, вызван "судебным делом11 против С.А. Муханова, о котором мы упоминали выше. Нужно думать, чтобы задобрить священника и помириться с ним, С.А. Муханов и реконструировал церковь, пристроив к ней в 1838 г. небольшую двухъярусную колокольню и придел соименного ему святого - Сергия Радонежского. Тогда же рядом было устроено кладбище.

В 1938 г. церковь закрыли и обезглавили. Убранство ее интерьеров было уничтожено, а колокольня разобрана. В здании разместился клуб. Затем его сменили сначала склад воронцовского сельпо, а после присоединения Воронцова к Москве - завод игрушек. После его закрытия в 1976 г. здание оказалось бесхозным и с каждым годом все больше и больше разрушалось. В конце 1970-х гг. перед проведением в Москве Олимпийских игр было снесено кладбище, на котором тогда еще сохранялся памятник над могилой одного из местных священников - М.В. Третьякова и его жены.

В 1990-х гг. в ходе ремонтных работ здание было восстановлено, заново выстроили его колокольню и ныне существующую ограду. При этом оказались уничтожены фрагменты архитектурного декора. Со стороны алтаря пристроили апсиду, которой раньше никогда не было, допущены и другие значительные отступления от первоначального вида. В результате восстановленная церковь окончательно утратила ценность в качестве памятника архитектуры.


Рядом с церковью установлен большой мрачный крест - памятник жителям Юго-Запада Москвы, погибшим в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной энергетической станции.